Департамент продаж Zara – организация структуры

Чтобы победить сильнейшую конкуренцию в сегменте предоставляемых товаров, Zara должна была продемонстрировать уникальную стратегию ведения бизнеса и подхода к делу. Бренд стал настолько успешным благодаря эффективному производственному процессу и особой организационной структуре, стать частью которого можно, купив франшизу Zara.

 

Чем отличается организационная структура Zara

В свое время Zara стала настоящим новатором в деле организации своей деятельности. Это хорошо видно на наглядном примере. Знаменитый итальянский бренд Benetton имеет довольно длительную и весьма успешную историю, которая создавалась на фоне франчайзинговой организационной модели. Это означало, что бренд берет на себя ответственность за дизайн и производство моделей, а реализацию перекладывает на плечи партнеров – владельцев франшиз. Две других компании – самые сильные конкуренты Zara: GAP и H&M продают свои изделия, разрабатывают их, но не занимаются производством. В отличие от них, Zara изначально пошла по пути полностью вертикальной структуры.

В ее центре находится сам владелец, высшее руководство в лице генерального директора холдинга Inditex, которые сосредотачивают в своих руках все управление и осуществляют контроль над деятельностью своих магазинов. Долгое время компания была абсолютным собственником всех торговых точек, функционирующих под именем бренда, где бы они ни находились. Однако в начало 90-х годов XX века было принято решение начать продавать франшизы. Делалось это по причине стремления к глобализации, которая в некоторых странах была весьма затруднительна. Продажа франшиз открыла для бренда рынки многих стран, в которых компании оказалось выгоднее работать через партнера или с компаньоном.

Еще одна неотъемлемая составляющая организационной структуры – полный контроль бренда за всеми этапами производственного процесса. Zara разрабатывает дизайн (для этого у нее работают 200 дизайнеров), производит продукцию на собственных заводах, находящихся как на территории Испании, так и за ее пределами. После этого происходит развоз товаров по точкам продаж с уже приклеенными ценниками для их последующей реализации. Благодаря налаженной логистической системе, этот этап никогда не превышает пару дней, независимо от того, в какую страну следует партия товара.

 

Преимущества вертикальной организационной системы

По сравнению с прочими, вертикальная система имеет ряд несомненных преимуществ: 

  1. Эффективно используются имеющиеся ресурсы.
  2. Минимизируются издержки, стремящиеся к нулю благодаря централизованному управлению и жесткому расписанию. Каждый менеджер магазина Zara знает, что он не получит партию товара, если не осуществит заказ в строго определенный день до указанного часа.
  3. Распределение полномочий. Каждый отвечает за свою долю процесса, руководствуясь при этом центральными указаниями и задачами.
  4. Возможность одновременного вывода в свет своих коллекций.

На деле организационная структура Zara доказала свою эффективность, продемонстрировав, что централизованный контроль и жесткая дисциплина оказывают позитивное воздействие на ведение бизнеса.