Как развивался производственный процесс бренда Zara

Сегодня бренд – весьма знаменитая и узнаваемая марка одежды по всему миру, приобщиться к которой можно, купив франшизу Zara. Ее феноменальный успех был определен уникальной стратегией организации рабочего процесса, который сделал настоящий прорыв в деле производства и реализации одежды. Всего две недели для всего цикла – неслыханная цифра для модных домов и прочих ритейлеров одежды. Но так было не всегда. Для разработки идеи понадобилось время и усилия талантливых людей. 

 

Начало Zara

У истоков производственного процесса Zara стояли амбиции и идеи ее основателя – Амансио Ортега. Именно он решил начать производить одежду самостоятельно, заимствуя фасоны с витрин именитых модных домов и используя для создания моделей более дешевые ткани. Сперва это было нижнее белье и халаты. Сам А. Ортега делал выкройки, а его жена с сестрой, а чуть позже и все соседки, создавали на дому готовые изделия. Дело пошло, начали появляться серьезные заказы и отец Zara решил основать компанию.

Неизвестно, когда бы к Амансио Ортега пришла идея пойти в розничную торговлю, если бы не один печальный случай с клиентом, который отменил свой крупный заказ, чем оставил производителя с горой нереализованного белья и пустыми карманами. Выход был один – продавать все это самостоятельно, что и произошло в 1975 году. Именно это и был первый магазина Zara, который сразу же принял курс на расширение своего ассортимента.

К 1980-м годам у владельца Zara был ряд магазинов и две фабрики по производству одежды, но как развиваться дальше для выхода на европейский рынок – Амансио Ортега откровенно не знал. Работал он по классической схеме, согласно которой от зарисовки модели до ее попадания на прилавки проходило до полугода. Для Zara это было невыгодно, ведь медленно обновляющийся ассортимент не дает постоянного спроса, также есть угроза наличия остатков, а это – выброшенные деньги на ветер.

 

Инновационное решение

Настоящим спасением Zara стала встреча с Хосе Марией Кастельяно в 1984 году. Он ничего не понимал в одежде, но знал все о системах. В итоге появилась новая модель производственного процесса, который был напрямую объединен с торговлей и полностью компьютеризирован. Составляющие успеха заключались в маленьких партиях коллекций, которые практически не задерживались на складах и развозились по точкам продаж уже спустя неделю-две после своего изготовления. Над процессом создания модели готового продукта трудились одновременно 200 дизайнеров, благодаря чему удалось достичь главного: отслеживать модные тенденции, быть всегда на гребне волны, оперативно изменять те вариации, которые не пользуются спросом на местах. 

В итоге в магазины Zara покупатели стали наведываться в среднем каждый месяц, зная, что там их поджидает что-то новое и эксклюзивное. Цены радовали своей доступностью, а основатели собирали прибыль. 

Развитие производственного процесса Zara – путь поиска возможности занять свою нишу на рынке, обзавестись собственной фишкой. Бренду это удалось, что и позволило ему выйти за рамки родной страны и стать одним из лидеров в мировом масштабе.